Авто­ры:

Руко­во­ди­тель:

Оси­по­ва Юлия

уче­ни­цы 11 клас­са, Муни­ци­паль­ное казен­ное обще­об­ра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние
Качуг­ская сред­няя обще­об­ра­зо­ва­тель­ная шко­ла №1

Шеме­то­ва Дарья
Зуе­ва Инга Вале­рьев­на,
учи­тель рус­ско­го язы­ка и литературы

Муни­ци­паль­ное казен­ное обще­об­ра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние
Качуг­ская сред­няя обще­об­ра­зо­ва­тель­ная шко­ла №1

Вве­де­ние

Акту­аль­ность

Воз­рож­ден­ный пра­во­слав­ный при­ход в п. Качуг суще­ству­ет с 1997 года, носит имя свя­ти­те­ля Инно­кен­тия (Вени­а­ми­но­ва), мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, Апо­сто­ла Сиби­ри и Аме­ри­ки, уро­жен­ца Качуг­ско­го рай­о­на (с. Анга). В посел­ке нет хра­мо­во­го зда­ния. Служ­ба про­хо­дит в дере­вян­ном при­спо­соб­лен­ном поме­ще­нии — так назы­ва­е­мом, доме молит­вы — кото­рое невоз­мож­но про­то­пить зимой, зда­нию более 100 лет, ремон­ту оно, по сло­вам насто­я­те­ля о. Дмит­рия (Жуко­ва), не под­ле­жит. До сере­ди­ны XX века в Качу­ге была цер­ковь, она назы­ва­лась Воз­не­сен­ская, раз­ру­ше­на была в 40 – е годы [При­ло­же­ние 1]. Несколь­ко лет назад воз­ник­ла идея вос­ста­но­вить храм на его преж­нем месте, что было с радо­стью вос­при­ня­то мест­ны­ми жите­ля­ми, тем более в Качу­ге есть еще люди, ходив­шие в дет­стве и юно­сти в Воз­не­сен­скую цер­ковь. Напри­мер, 96 – лет­няя Анна Яко­влев­на Про­та­со­ва. Отец ее мужа, вете­ра­на ВОВ К. П. Про­та­со­ва, стро­ил камен­ную цер­ковь, а дед, Гри­го­рий Про­та­сов, мно­го лет был ста­ро­стой хра­ма (о чем мы нашли под­твер­жде­ния в Кли­ро­вых ведомостях).

Уче­ни­ки нашей шко­лы при­ни­ма­ли актив­ное уча­стие в рас­чист­ке тер­ри­то­рии для ново­го хра­ма, во вре­мя одно­го из таких меро­при­я­тий была обна­ру­же­на ста­рин­ная клад­ка фун­да­мен­та ста­ро­го камен­но­го хра­ма. Это под­твер­ди­ло тот факт, что храм рас­по­ла­гал­ся имен­но в том месте, где сей­час хотят воз­двиг­нуть новое зда­ние — на высо­ком бере­гу реки Лена. В свя­зи со стро­и­тель­ством ново­го хра­ма уве­ли­чил­ся инте­рес людей к исто­рии Качуг­ской церк­ви. Это под­толк­ну­ло нас начать рабо­ту по изу­че­нию доку­мен­тов, свя­зан­ных с Воз­не­сен­ской цер­ко­вью. Рабо­та ока­за­лась инте­рес­ной и захва­ты­ва­ю­щей. Свод доку­мен­тов по хра­му, най­ден­ный нами в ГАИО и област­ных биб­лио­те­ках, доста­точ­но велик. В дан­ной рабо­те мы рас­смат­ри­ва­ем толь­ко два руко­пис­ных источ­ни­ка, интер­вал меж­ду напи­са­ни­ем кото­рых — 100 лет. При срав­не­нии тек­ста и под­пи­си мы уста­но­ви­ли, что оба доку­мен­та напи­са­ны свя­щен­ни­ка­ми, т.е.настоятелями храмов.

Пред­мет:

  1. Дело о нане­се­нии комис­са­ром Вер­хо­лен­ско­го остро­га пору­чи­ком Фин­ге­ром сыну отстав­но­го сол­да­та Алек­сандра Полу­ек­то­ва Ива­ну тяже­лых побо­ев, подан­ное свя­щен­ни­ком Васи­ли­ем Ува­ров­ским в Духов­ную Кон­си­сто­рию в мар­те 1776 года.
  2. Выбор­ка из Бого­слу­жеб­но­го жур­на­ла Качуг­ской Воз­не­сен­ской церк­ви за 1875 год, запол­нен­но­го свя­щен­ни­ком Алек­сан­дром Спасским.

Цель:

Изу­чить руко­пис­ные доку­мен­таль­ные источ­ни­ки фон­да 50 ГАИО, свя­зан­ные с хра­ма­ми п.Качуг, в соот­не­се­нии с исто­ри­че­ских реа­ли­я­ми того вре­ме­ни: вто­рой поло­ви­ны XVIII и вто­рой поло­ви­ны XIX веков

Зада­чи:

  1. Дешиф­ро­вать и пере­ве­сти в элек­трон­ный вид руко­пис­ные доку­мен­ты по Качуг­ской церк­ви, най­ден­ные в ГАИО в 2018 году;
  2. Подроб­но изу­чить ука­зан­ные выше руко­пис­ные доку­мен­ты, напи­сан­ные насто­я­те­ля­ми качуг­ских хра­мов, соста­вить ком­мен­та­рии к ним.

Гла­ва I. Дело 1776 года

Рабо­тая в Госу­дар­ствен­ном архи­ве летом 2018 года, мы обна­ру­жи­ли очень инте­рес­ный и цен­ный доку­мент «Дело о нане­се­нии комис­са­ром Вер­хо­лен­ско­го остро­га Фин­ге­ром сыну отстав­но­го сол­да­та Алек­сандра Полу­ек­то­ва Ива­ну тяж­ких побо­ев» от 7 мар­та 1776 года1. Ока­за­лось, что это самый ран­ний из сохра­нив­ших­ся доку­мен­тов по Качуг­ской церк­ви. Было очень труд­но про­ве­сти его дешиф­ров­ку, понять, о чем он, так как текст напи­сан на цер­ков­но-сла­вян­ском язы­ке, с сокра­ще­ни­я­ми (тит­ла­ми), напи­са­ние мно­гих букв алфа­ви­та и зна­че­ние неко­то­рых уста­рев­ших слов нам были незна­ко­мы. Сам доку­мент назы­ва­ет­ся «репорт», а не рапорт. Види­мо, тогда был вари­ант про­из­но­ше­ния это­го сло­ва на англий­ский манер (англ. report — «доклад, отчет, сооб­ще­ние»). В резуль­та­те сов­мест­ной кро­пот­ли­вой рабо­ты мы полу­чи­ли сле­ду­ю­щее (сокра­ще­ния поме­ще­ны в квад­рат­ных скобках):

«Подоношение Качинского Священника Василия Уваровского – о нанесении комиссаром Верхоленского острога Фингером сыну отставного солдата Александра Полуектова Ивану тяжких побоев. Марта 4 дня 1776 года. По описи №20-й. Представлено марта 2 дня 1776 года Качинской пристани Николаевской церкви Священником Василием Уваровским.
Репорт
Сего 1776 года февраля 24 числа подано мне с[вя]щеннику Уваровскому моего Качинского прихода от прихожанина отставного солдата Александра Полуе[х]това об[ъ]явление: якоб[ы] Верхоленского острога комиссаръ поручикъ Фингеръ сына его Ивана Полуехтова без[з]аконно секъ батожьемъ и тяжко болезненно до десяти кратъ батож[ь]е переменяя: и просил он, солдат] Полуе[х]товъ, по привозу с[ы]на ево из Верхоленска в домъ свой меня, с[вя]щенника Уваровского, от техъ побои в болезни исповедать: коего я с[вя]щенникъ того же вышеписанного числа исповедалъ: и видя ево с[ы]на что от тяжких побои весьма боленъ и причастил с[вя]т[ых]ъ Тайнъ и оной солдатъ Полуехтов просил меня с[вя]щенника Уваровского во свидетельство представить куда надлежит в команду.
О семъ вамъ Иркутская д[у]ховная консистория сим репортом об оном почтенно во свидетельстве представляю марта 2 дня 1776 года Качинский с[вя]щенник Василий Уваровский».

При ана­ли­зе почер­ка заме­ча­ем, что лице­вая часть напи­са­на раз­бор­чи­во, замет­но мень­ше цер­ков­но-сла­вян­ских букв, нет тит­лов. Это натал­ки­ва­ет на мысль о том, что эта запись была сде­ла­на позд­нее, в XIX веке, ско­рее все­го, при оформ­ле­нии дела в архив, так как постав­лен номер опи­си.
Само доне­се­ние напи­са­но рукой свя­щен­ни­ка Васи­лия Ува­ров­ско­го, пото­му что почерк сов­па­да­ет с его под­пи­сью. Пись­мо напи­са­но на одном листе и, дума­ем, было отправ­ле­но без кон­вер­та, так как мож­но уви­деть сги­бы, по кото­рым оно было сло­же­но, а в цен­тре обрат­ной (лице­вой) сто­ро­ны пись­ма – над­пись: «В Иркут[с]кую д[у]ховную кон­си­сто­рию Качин­ской при­ста­ни Нико­ла­ев­ской ц[е]ркви о[т] с[вя]щенника Ува­ров­ско­го Репортъ»[Приложение 1]. Эта над­пись сде­ла­на доволь­но коря­во, со свое­об­раз­ным вычер­чи­ва­ни­ем бук­вы «т» в виде фла­га. Под­пи­сать пись­мо мог пса­лом­щик. Так­же ввер­ху и вни­зу листа мы видим остат­ки сур­гуч­ной печа­ти с вити­е­ва­тым рисун­ком. Я узна­ла, что для того что­бы про­честь пись­мо, нуж­но было сло­мать печать, отсю­да и пошло выра­же­ние «рас­пе­ча­тать пись­мо». Бумаж­ные кон­вер­ты появи­лись толь­ко в XIX веке, а до это­го кор­ре­спон­ден­цию писа­ли на бума­ге, потом скла­ды­ва­ли опре­де­лен­ным обра­зом и опе­ча­ты­ва­ли2.

Что­бы понять содер­жа­ние дан­но­го доку­мен­та, мне при­шлось позна­ко­мить­ся с цер­ков­но-сла­вян­ской азбу­кой и пра­ви­ла­ми пись­ма, а так­же изу­чить неко­то­рые исто­ри­че­ские реа­лии вто­рой поло­ви­ны XVIII века. Это было прав­ле­ние Ека­те­ри­ны II (с 1762 по 1796 год). Уже в пер­вые годы прав­ле­ния по ука­зу Сена­та от 20 мая 1765 года были созда­ны комис­са­ри­ат­ства (комис­сар­ства) «для управ­ле­ния госу­дар­ствен­ны­ми воен­ны­ми (вой­ско­вы­ми) сло­бо­да­ми», они «суще­ство­ва­ли в при­гра­нич­ных и воен­ных обла­стях Рос­сий­ской Импе­рии — Киев­ской, Сло­бод­ско-Укра­ин­ской, Ново­рос­сий­ской, Бел­го­род­ской, Иркут­ской губер­ни­ях, Сибир­ском цар­стве». Это были «низо­вые тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы, обра­зо­ван­ные на осно­ве одной или несколь­ких каза­чих сотен», где «комис­са­ры, упра­ви­те­ли, заказ­чи­ки, при­каз­чи­ки явля­лись пред­ста­ви­те­ля­ми хозяй­ствен­ной и адми­ни­стра­тив­ной вла­сти в остро­гах и при­ле­га­ю­щих к ним рай­о­нах» 3.

Вер­хо­лен­ский острог, осно­ван­ный в 1641 году, был пере­име­но­ван в Вер­хо­лен­ское комис­сар­ство в 1775 году кото­рое, про­су­ще­ство­вав 41 год, в 1816 г., «было пере­име­но­ва­но в сло­бо­ду и осно­ва­но волост­ное прав­ле­ние» 4.

Отстав­ной сол­дат Алек­сандр Полуек(х)тов везет сына Ива­на, кото­ро­го избил «до деся­ти кратъ батож[ь]е пере­ме­няя», комис­сар с немец­кой фами­ли­ей Фин­гер, из Вер­хо­лен­ска в Качуг (око­ло 30 верст) и при­зы­ва­ет мест­но­го свя­щен­ни­ка. По какой при­чине был жесто­ко избит Иван Полу­ек­тов, да еще соб­ствен­но­руч­но самом комис­са­ром? Было ли изби­е­ние пуб­лич­ным? Отве­та в доку­мен­те нет. А вот поче­му отец при­зы­ва­ет свя­щен­ни­ка, мож­но пред­по­ло­жить: что­бы тот свя­щен­ник успел испо­ве­дать и при­ча­стить сына, так как любой хри­сти­а­нин боял­ся уме­реть без пока­я­ния. С дру­гой сто­ро­ны, у отца мог­ла быть надеж­да: по хри­сти­ан­ским веро­ва­ни­ям, чело­век после при­ня­тия таин­ства При­ча­стия быст­рее шел на поправ­ку, если его зем­ной путь еще не закон­чил­ся5. Кро­ме того, отец про­сит о.Василия доне­сти о про­ис­ше­ствии в Иркут­скую Духов­ную Кон­си­сто­рию. Види­мо, он боль­ше дове­ря­ет духов­ной вла­сти, чем светской.

Что же такое Духов­ная Кон­си­сто­рия? Это орган епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в сино­даль­ный пери­од (Иркут­ская кон­си­сто­рия суще­ство­ва­ла с 1732 по 1918гг), нахо­див­ший­ся в веде­нии пра­вя­ще­го архи­ерея и дей­ство­вав­ший под его нача­лом в каче­стве сове­ща­тель­но­го и испол­ни­тель­но­го учре­жде­ния. «Духов­ная кон­си­сто­рия, поми­мо адми­ни­стра­тив­ных дел, при­ни­ма­ла к рас­смот­ре­нию дела: бого­хуль­ные, ере­ти­че­ские, рас­коль­ни­чьи, о вол­шеб­ствах, о неза­кон­ных бра­ках, о рас­тор­же­нии бра­ков, о при­нуж­де­нии к вступ­ле­нию в брак, о насиль­ствен­ном постри­же­нии, о похи­ще­нии цер­ков­но­го иму­ще­ства, по обви­не­ни­ям в кра­же, рас­пра­ве, бес­чест­ном пове­де­нии лиц духов­но­го зва­ния и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, о пра­во­на­ру­ше­ни­ях архи­ерей­ских и мона­стыр­ских слу­жи­те­лей и кре­стьян цер­ков­ных и мона­стыр­ских вот­чин» 6. Кажет­ся, «дело об изби­е­нии» не попа­да­ет под этот пере­чень (комис­сар – не духов­ное лицо), но нам хочет­ся верить, что дело было рас­смот­ре­но и винов­ный нака­зан. Реше­ния по делу не сохранилось.

При Ека­те­рине II ору­дия пыт­ки и нака­за­ния, за исклю­че­ни­ем кну­та, были запре­ще­ны. Но, види­мо, на местах запре­ты нару­ша­лись. Вооб­ще, телес­ные нака­за­ния в Рос­сии уза­ко­нил Пётр I. «Истя­за­ния вклю­ча­ли в себя хож­де­ние по дере­вян­ным кольям, битье бато­га­ми (батог — пал­ка, прет для телес­ных нака­за­ний в ста­ри­ну7), клей­ме­ние желе­зом, обре­за­ние ушей, отсе­че­ние руки или паль­цев. При­чём муче­ни­ям мог­ли быть под­верг­ну­ты все, вклю­чая чле­нов импе­ра­тор­ской фами­лии»8.

Так­же, бла­го­да­ря дан­но­му «делу» при­от­кры­ва­ют­ся неко­то­рые неиз­вест­ные стра­ни­цы из исто­рии пер­вой качуг­ской церк­ви. И.В.Калинина в кни­ге «Пра­во­слав­ные хра­мы Иркут­ской епар­хии» пишет: «Селе­ние Качуг (Качи­ко­во) воз­ник­ло еще в XVII веке (…) Вре­мя стро­и­тель­ства пер­вой церк­ви не уста­нов­ле­но. Извест­но лишь, что сна­ча­ла в селе­нии была дере­вян­ная часов­ня, устро­ен­ная еще до 1727 года – вре­ме­ни учре­жде­ния само­сто­я­тель­ной Иркут­ской епар­хии. Затем вме­сто часов­ни постро­и­ли цер­ковь, о судь­бе кото­рой ниче­го не извест­но» 9 А.Г.Белоусов пишет, что пер­вая цер­ковь назы­ва­лась, как и после­ду­ю­щая, Воз­не­сен­ской 10, но мы видим, что она назы­ва­лась Николь­ской. В нашей стране было очень рас­про­стра­не­но почи­та­ние Нико­лая Чудо­твор­ца, поэто­му мно­го хра­мов назы­ва­лись в его честь, в том чис­ле и Качуг­ская цер­ковь.
Качуг назы­ва­ет­ся в доку­мен­те «Качин­ской при­ста­нью», пото­му что в нача­ле XVIII века имен­но Качуг, бла­го­да­ря удоб­но­му рас­по­ло­же­ню, «ста­но­вит­ся узло­вым пунк­том на реке Лене по спла­ву хле­ба, про­до­воль­ствен­ных, а затем и про­мыш­лен­ных това­ров на север» 9. То есть ста­тус «при­ста­ни» и воз­вы­сил посте­пен­но Качуг из малень­кой дерев­ни до рай­он­но­го центра.

Так­же из это­го доку­мен­та мы узна­ем об одном свя­щен­ни­ков Качуг­ской церк­ви того вре­ме­ни — Васи­лии Ува­ров­ском — имя кото­ро­го до наше­го рас­сле­до­ва­ния не было извест­но (по сви­де­тель­ству Т.А.Крючковой, к.и.н., заслу­жен­но­го работ­ни­ка куль­ту­ры, кото­рая в дан­ный момент состав­ля­ет свод имен всех свя­щен­ни­ков Иркут­ской епар­хии). Мы можем сде­лать вывод, что свя­щен­ни­ки обла­да­ли боль­шим авто­ри­те­том, если к ним обра­ща­лись за помо­щью при­хо­жане. Види­мо, отец Васи­лий Ува­ров­ский был отзыв­чи­вым чело­ве­ком, раз подал про­ше­ние в Кон­си­сто­рию.
Итак, на осно­ве это­го цен­но­го доку­мен­та мы изу­чи­ли неко­то­рые исто­ри­че­ские про­цес­сы, про­те­кав­шие в то вре­мя в Рос­сии, их связь с собы­ти­я­ми, кото­рые про­ис­хо­ди­ли в Качу­ге и Верхоленске.

Гла­ва II Бого­слу­жеб­ные запи­си Алек­сандра Спасского

Вто­рой изу­чен­ный нами руко­пис­ный источ­ник – это Бого­слу­жеб­ные жур­на­лы 70‑х годов XIX века, то есть доку­мен­ты, создан­ные на 100 лет позд­нее. Изу­чая опи­си фон­да №50 ГАИО, мы заме­ти­ли, что тако­го рода доку­мент, как «Бого­слу­жеб­ный жур­нал», появ­ля­ет­ся толь­ко с 70‑х годов, выпус­ка­ет­ся око­ло 10 лет, а затем уже не упо­ми­на­ет­ся в опи­сях. Нам кажет­ся, это свя­за­но с дея­тель­но­стью ново­го епи­ско­па — Вени­а­ми­на (Бла­го­нра­во­ва), в 1873 году сме­нив­ше­го арх. Пар­фе­ния на посту гла­вы епар­хии. Так же, как архи­епи­скоп Пар­фе­ний, прео­свя­щен­ный Вени­а­мин был «горя­чим сто­рон­ни­ком регу­ляр­но­го про­из­не­се­ния про­по­ве­дей»: «во вто­рой поло­вине XIX века архи­ереи, сто­яв­шие во гла­ве Иркут­ской епар­хии, уде­ля­ли боль­шое вни­ма­ние про­по­ве­ди, кото­рая, по их мне­нию, вме­сте с регу­ляр­ной испо­ве­дью явля­лась ору­жи­ем в борь­бе за народ­ную нрав­ствен­ность (…) Про­из­не­се­ние про­по­ве­дей в хра­ме кон­тро­ли­ро­ва­лось бла­го­чин­ны­ми через запи­си в бого­слу­жеб­ных жур­на­лах, в кото­рых отме­ча­лись все цер­ков­ные служ­бы, тре­бы и т. п.» 11.

Архи­епи­скоп Пар­фе­ний (Попов) в 1861 году издал спе­ци­аль­ный указ о про­по­ве­ди, рас­про­стра­нен­ный по всем при­хо­дам епар­хии. В ука­зе при­ход­ским свя­щен­ни­кам пред­пи­сы­ва­лось во все празд­нич­ные и вос­крес­ные дни про­из­но­сить за бого­слу­же­ни­я­ми про­по­ве­ди, по воз­мож­но­сти не взя­тые в гото­вом виде из спе­ци­аль­ных изда­ний, а соб­ствен­но­го сочи­не­ния. Про­по­ве­ди сле­до­ва­ло читать при любом, даже самом малом коли­че­стве слу­ша­те­лей. В ука­зе при­во­дил­ся спи­сок из 34 наиме­но­ва­ний книг духов­но­го содер­жа­ния, кото­рые нуж­но было при­об­ре­сти для цер­ков­ных биб­лио­тек и кото­рые мог­ли облег­чить про­по­вед­ни­кам выбор тем для поуче­ний и само­со­став­ле­ния про­по­ве­дей. В Кли­ро­вой ведо­мо­сти Качуг­ской церк­ви за 1877 год запи­са­но под пунк­том 3, что цер­ков­ным при­чтом «жур­на­лы выпи­сы­ва­лись: «Стран­никъ», «Пра­во­слав­ное обо­зре­ние», «Руко­вод­ство для сель­скихъ пас­ты­рей», «Цер­ков­но-обще­ствен­ный вест­никъ» и «Иркут­ские Епар­хи­аль­ныя ведо­мо­сти», т.е. как раз та лите­ра­ту­ра, кото­рая и реко­мен­до­ва­лась12.

В этот пери­од в Качу­ге была дере­вян­ная цер­ковь Воз­не­се­ния Гос­под­ня, постро­ен­ная на сме­ну обвет­шав­шей Николь­ской в 1784 году. В «Иркут­ских епар­хи­аль­ных ведо­мо­стях» за 1867 год сохра­ни­лось упо­ми­на­ние о ней (ста­тья свя­щен­ни­ка Хар­лам­пия Мура­шо­ва, пред­ше­ствен­ни­ка отца Алек­сандра Спас­ско­го): «Цер­ковь в нем (Качу­ге) дере­вян­ная, но очень кра­си­вая, двух­этаж­ная, о двух пре­сто­лах: ввер­ху во имя Воз­не­се­ния Гос­под­ня, вни­зу во имя Свя­ти­те­ля и Чудо­твор­ца Нико­лая»13. В Кли­ро­вых ведо­мо­стях по Бла­го­чи­нию I участ­ка Вер­хо­лен­ско­го окру­га за 1885 год пред­став­ле­но сле­ду­ю­щее опи­са­ние: «Зда­ние дере­вян­ное, двух­этаж­ное <…> с коло­коль­ней, оби­та тесом в 1841 году, кры­ша новая, исправ­ле­на в 1880 году, окра­ше­на цер­ковь в том же году, дым­ча­тою крас­кою, а кры­ша зеле­ною, кре­стов на ней три». Насто­я­те­лем в это вре­мя слу­жит уже свя­щен­ник Алек­сандр Спас­ский. Из доку­мен­та «Ведо­мость о церк­ви Воз­не­се­ния Гос­под­ня, Вер­хо­лен­ско­го окру­га и Бла­го­чи­ния, Ман­зур­ской воло­сти, села Качуг­ско­го за 1877 г», мы узна­ем сле­ду­ю­щее: «Свя­щен­ник Алек­сандр Ива­но­вич Спас­ский, дья­че­ский сын. По окон­ча­нии кур­са в Костром­ской Духов­ной Семи­на­рии в 1854 году был уво­лен в Епар­хи­аль­ное ведом­ство с атте­ста­том 1‑го разряда»[3]. В XVIII веке свя­щен­ни­кам, сдав­шим выпуск­ные экза­ме­ны, при­сва­и­вал­ся один из трех раз­ря­дов. Выпуск­ни­ки с 1‑м раз­ря­дом име­ли пра­во учить­ся даль­ше в духов­ной ака­де­мии, слу­жить свя­щен­ни­ком во вто­ро­класс­ной церк­ви, быть учи­те­лем в уезд­ных и при­ход­ских учи­ли­щах. «1872 года Мая 4 дня отец Алек­сандр назна­чен зако­но­учи­те­лем в Качуг­ское При­ход­ское учи­ли­ще. 1873 года Декаб­ря 2 дня ука­зом Иркут­ской Духов­ной Кон­си­сто­рии за №6368, по выбо­ру назна­чен Бла­го­чин­ным 1‑го участ­ка Вер­хо­лен­ско­го окру­га, како­вую долж­ность про­хо­дит до 1877 года»12. Так­же А.И. Спас­ский был награж­ден гра­мо­та­ми от Иркут­ской Духов­ной Кон­си­сто­рии. Из это­го же доку­мен­та узна­ем, что у Алек­сандра Спас­ско­го была жена Парас­ке­ва Вла­ди­ми­ров­на и семе­ро детей.

Мы сде­ла­ли заклю­че­ние, что жур­на­лы запол­нял сам насто­я­тель, так как почерк, кото­рым они сде­ла­ны, пол­но­стью сов­па­да­ет с под­пи­сью свя­щен­ни­ка под каж­дым опи­сан­ным днем и замет­но отли­ча­ет­ся от под­пи­сей двух пса­лом­щи­ков. Почерк летя­щий, тороп­ли­вый, но разо­брать его намно­го лег­че, чем доку­мент 1776 года, хотя при­сут­ству­ют бук­вы цер­ков­но-сла­вян­ско­го алфа­ви­та: «ер», «ять», «i», свое­об­раз­ное напи­са­ние букв «л» и «к» (напо­ми­на­ю­щее гра­фи­ку англий­ско­го язы­ка). Жур­нал по фор­ме сво­ей похож на днев­ни­ко­вые запи­си с ука­за­ни­ем даты, когда про­ис­хо­ди­ли какие-то цер­ков­ные собы­тия. Из сохра­нив­ших­ся бого­слу­жеб­ных жур­на­лов Качуг­ско­го мы узна­ем, как люди празд­но­ва­ли хри­сти­ан­ские празд­ни­ки, как про­хо­ди­ло бого­слу­же­ние, сколь­ко чело­век при­сут­ство­ва­ло, каким было обыч­ное рас­пи­са­ние дня свя­щен­ни­ка. Толь­ко из одно­го жур­на­ла — 1875 года — мож­но почерп­нуть нема­ло сведений.

Напри­мер: «6 ген­ва­ря. Поне­дель­ник. Празд­ник Бого­яв­ле­ния Гос­под­ня. Все­нощ­ное Бде­ние с Вели­ким пове­че­ри­ем, начав­шим­ся в 4 часа утра, отправ­лен был по уста­ву, с бла­го­сло­ве­ни­ем на оном хле­бов. Моля­щих­ся было чело­век 20-ть. Литур­гия Васи­лия Вели­ко­го нача­лась в 10 часу; моля­щих­ся было пол­на цер­ковь; Св. Тайн при­об­щи­лось 7‑ро. После отпу­ста с Литур­гии было совер­ше­но исхож­де­ние, при звоне в коло­ко­ла, на реку Лену со св. Ико­на­ми и Кре­стом, где отправ­ле­но было вели­кое водо­свя­ще­ние. Потом было хож­де­ние со св. Кре­стом и водой по селу Качу­гу»14.

Извест­но, что празд­ник Бого­яв­ле­ния (Кре­ще­ния) сей­час сопро­вож­да­ет­ся купа­ни­ем в «Иор­да­ни», но в бого­слу­жеб­ной запи­си такой факт не ука­зан. Дума­ем, что этой тра­ди­ции рань­ше не было.

А вот запись о празд­но­ва­нии Пас­хи: «13 Апре­ля. Неде­ля Свя­то­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния. В 12 часов ночи начал­ся бла­го­вест на Утре­ню, пред кото­рым, по про­чте­нии Дея­ний Апо­сто­лов про­чи­тан был канон Вели­кой Суб­бо­ты пред Пла­ща­ни­цей. И самая Пла­ща­ни­ца* по окон­ча­нии уне­се­на была в алтарь и поло­же­на на Св. пре­сто­ле. Потом, по обла­че­нии Свя­щен­ни­ка во всю свет­лую свя­ще­ни­че­скую одеж­ду по обла­го­уха­нии всей церк­ви лада­ном, при воз­же­нии все[ми моля­щи­ми­ся] свеч и по окаж­де­нии Cв. пре­сто­ла три­жды, с св.Евангелием, обра­зом Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста. <…> Утрен­няя нача­лась, про­дол­жа­лась и кон­чи­лась в 2 часа. Моля­щих­ся была вся цер­ковь, бес­по­ряд­ков или тол­кот­ни и дав­ки, бла­го­да­ря рас­по­ря­ди­тель­но­сти дья­ка, не было. Бла­го­сло­вест на Литур­гию начал­ся в 5 часу и самая Литур­гия отправ­ле­на со всею тор­же­ствен­но­стью и по уста­ву и при пере­звоне в Коло­ко­ла во вре­мя Чте­ния Еван­ге­лия. <…> После отпу­ста Литур­гии были освя­ще­ны сыры, кули­чи и яйца и потом было хож­де­ние со св. Кре­стом по домам прихожан».

Из дан­ной запи­си узна­ем о том, что бого­слу­же­ние на Вели­кий хри­сти­ан­ский празд­ник Пас­ху было очень кра­си­вым, тор­же­ствен­ным, про­во­ди­лось ночью и соби­ра­ло боль­шое коли­че­ство народа.

В сле­ду­ю­щей запи­си гово­рит­ся об откры­тии извест­ной на всю губер­нию Николь­ской ярмар­ки: «Пяток 4‑й неде­ли по Пасхе – день пере­не­се­ния мощей свя­ти­те­ля и Чудо­твор­ца Нико­лая – Хра­мо­вый Празд­ник. <…> Утром в 5 часов было под­ня­тие Св.Икон на ярмар­ку, где отслу­жен был водо­свят­ный моле­бен с кано­на­ми: Спа­си­те­лю, Божи­ей Мате­ри, свя­ти­те­лям Нико­лаю и Инно­кен­тию. <…>После все­го было хож­де­ние со св. Кре­стом и Св.водой по селу качу­гу и на ярмар­ку по лавочкам».

Так­же в бого­слу­жеб­ных кни­гах нема­ло опи­са­ний обыч­но­го дня свя­щен­ни­ка: «Вос­кре­се­ние. Неде­ля 5‑я по Пасхе. <…> был водо­свят­ный моле­бен на бар­ках куп­чи­хи Хох­ря­ко­вой. <…> С Хар­ба­тов­ским пса­лом­щи­ком Федо­ром Орло­вым отслу­же­ны два напут­ствен­ных водо­свят­ных молеб­на с кано­на­ми Свя­ти­те­лям и Чудо­твор­цам: Нико­лаю и Инно­кен­тию** на бар­ках Чер­но­ва и Андре­ев­ско­го. По воз­вра­ще­нии отту­да было хож­де­ние со Св.Крестом и Св.водой по пауз­кам». «Май 22. Чет­вер­ток 6 неде­ли Хри­сто­во­го Празд­ни­ка Вос­кре­се­ния Гос­под­ня! <…> Св.Иконы под­ня­ты и про­вож­де­ны в селе­ние Боль­шед­вор­ское. По потреб­ле­нии Св. Даров совер­шен обряд погре­бе­ния над умер­шим Пет­ром Кли­мен­ко и было хож­де­ние со Св. Кре­стом и Св. водою по селу Качу­гу, окон­чен­ное в 4 часа. В 5 часов вози­ли Свя­щен­ни­ка в селе­ние Про­та­со­во для напут­ство­ва­ния боль­ной и в 6 часов вече­ра при­чт отпра­вил­ся в Селе­ние Боль­ше­го­лов­ское для слу­же­ния молеб­нов»14. Судя по дан­ным опи­са­ни­ям, у свя­щен­ни­ка и прич­та был еже­днев­ный очень плот­ный график.

Алек­сандр Ива­но­вич Спас­ский про­слу­жил в Качу­ге 19 лет: с 1862 по 1879 год, затем при­ез­жа­ет из Забай­ка­лья новый насто­я­тель, кото­ро­му суж­де­но про­слу­жить на Качуг­ской зем­ле 25 лет, постро­ить в 1903 году камен­ный храм, это отец Инно­кен­тий Пляс­кин. Отец Алек­сандр про­дол­жа­ет еще 2 года жить при хра­ме и уми­ра­ет 18 фев­ра­ля 1881 года «после трех­днев­ной тяж­кой болез­ни в селе Качуг­ском»15 Бого­слу­жеб­ные кни­ги Алек­сандра Ива­но­ви­ча Спас­ско­го явля­ют­ся важ­ным доку­мен­том, сви­де­тель­ству­ю­щем о повсе­днев­ной цер­ков­ной жиз­ни наших прадедов.

*Тер­мин «пла­ща­ни­ца» впер­вые встре­ча­ет­ся в бого­слу­жеб­ных кни­гах в кон­це XVI века. Пла­ща­ни­ца пред­став­ля­ет собой плат боль­шо­го раз­ме­ра с изоб­ра­же­ни­ем Иису­са Хри­ста, лежа­ще­го во гро­бе. Про­то­ти­пом ее явля­ет­ся покры­ва­ло, в кото­рое был завер­нут сня­тый с Кре­ста Иисус Хри­стос. Вынос Пла­ща­ни­цы совер­ша­ет­ся в Вели­кую пят­ни­цу Страст­ной сед­ми­цы. Укра­шен­ную цве­та­ми Пла­ща­ни­цу выно­сят из алта­ря и уста­нав­ли­ва­ют в цен­тре хра­ма, на сере­ди­ну Пла­ща­ни­цы кла­дут Еван­ге­лие. (По мате­ри­а­лам ста­тьи Е.Киктенко. Вынос Плащаницы// Пра­во­слав­ный жур­нал «Фома».
https://foma.ru/vyinos-plashhaniczyi.html).

**Епи­скоп Инно­кен­тий (в миру Иван Куль­чиц­кий) — епи­скоп пра­во­слав­ной Рос­сий­ской церк­ви, с 15 янва­ря 1724 года Иркут­ский и Нер­чин­ский, пер­вый пра­вя­щий пра­во­слав­ный епи­скоп Восточ­ной Сиби­ри. Про­слав­лен Рос­сий­ской цер­ко­вью в лике свя­тых 1 декаб­ря 1804 года. Очень почи­тал­ся в Иркут­ской губер­нии. (По мате­ри­а­лам Wikipedia).

Выво­ды:

1.Мы полу­чи­ли цен­ный опыт дешиф­ров­ки ста­рин­ных доку­мен­тов, состав­ле­ния ком­мен­та­ри­ев к цер­ков­ным доку­мен­там;
2.По сви­де­тель­ствам свя­щен­ни­ков Качуг­ской церк­ви мы смог­ли изу­чить неко­то­рые стра­ни­цы исто­рии наше­го посёл­ка, понять вза­и­мо­связь неко­то­рых собы­тий и явле­ний про­шло­го, при­кос­нуть­ся к подроб­но­стям духов­ной жиз­ни наших пред­ков;
3.Благодаря обна­ру­жен­ным доку­мен­там, лето­пись хра­ма, исто­рия посел­ка попол­ни­лась новы­ми све­де­ни­я­ми, фак­та­ми: уточ­не­но назва­ние пер­вой дере­вян­ной церк­ви Качу­га (не Воз­не­сен­ская, а Нико­ла­ев­ская), откры­то неиз­вест­ное ранее имя свя­щен­ни­ка Васи­лия Ува­ров­ско­го, выяс­не­ны неко­то­рые подроб­но­сти откры­тия зна­ме­ни­той Качуг­ской ярмар­ки, неиз­вест­ные ранее фами­лии куп­цов и так далее.

  1. ГАИО, Ф.50, оп.1, д141, оц.140. (Дело 31. По доне­се­нию Качин­ско­го свя­щен­ни­ка Васи­лия Ува­ров­ско­го – о нане­се­нии комис­са­ром Вер­хо­лен­ско­го остро­га пору­чи­ком Фин­ге­ром сыну отстав­но­го сол­да­та Алек­сандра Полу­ек­то­ва Ива­ну тяже­лых побо­ев, 1776 г.)
  2. Вале­рия Суха­но­ва. Исто­рия кон­вер­та: как появи­лись «сороч­ки для писем»? //Школа жиз­ни. Позна­ва­тель­ный жур­нал: — сайт. — URL: https://shkolazhizni.ru/world/articles/28250/ (дата обра­ще­ния 15.02.2019)
  3. Комис­сар: сайт. — URL: //https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обра­ще­ния 15.02.2019)
  4. ГАИО, Ф.32, оп.13, д.31. л.3
  5. Пра­во­сла­вие и мир: сайт. — URL: https://www.pravmir.ru/chudesa/. (Дата обра­ще­ния 20.01.2019)
  6. Вики­пе­дия. Духовная_консистория: сайт. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обра­ще­ния 25.12.2018)
  7. Оже­гов С.И. Сло­варь рус­ско­го язы­ка. – М.: Рус­ский язык, 1987. – 797с.)
  8. Еле­на Дани­ле­вич. Битье бато­га­ми и плетьми. Исто­рия телес­ных нака­за­ний в России//Аргументы и фак­ты : — сайт.- URL: http://www.spb.aif.ru/society/rozga_ot_rossii_neotdelima_pochemu_v_nashey_strane_tak_zhiva_strast_k_porke (Дата обра­ще­ния 23.01.2019)
  9. И.В.Калинина. Пра­во­слав­ные хра­мы Иркут­ской епар­хии XVII – нача­ло XX века. — 2000г., 494 стр
  10. А.Г.Белоусов. Верх­не­ле­нье. Качуг. Стра­ни­цы исто­рии. – Иркутск:ООО Фор­вард. – 2013.
  11. Пого­да­е­ва И.А. Про­по­вед­че­ская дея­тель­ность иркут­ско­го духо­вен­ства во вто­рой поло­вине XIX века// Жур­нал «Таль­цы» №1 (28), 2006 год: сайт.- URL: http://www.pribaikal.ru/talci-item/article/2231.html (Дата обра­ще­ния 25.12.2018)
  12. ГАИО, Ф.50, ОЦ, д.1951, л.15 – 18. (Ведо­мость о церк­ви Воз­не­се­ния
    Гос­под­ня, Вер­хо­лен­ско­го окру­га и Бла­го­чи­ния, Ман­зур­ской воло­сти, села Качуг­ско­го за 1877 г.)
  13. Иркут­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти, 1867, № 2.
  14. ГАИО, Ф.50, оп.1, д.5421, л.1. (Бого­слу­жеб­ный жур­нал за 1875 г.)
  15. Иркут­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти, 1881. № 12. с. 64