Сведения об авторе.
Черепанов Андрей Владимирович —
директор некоммерческого учреждения
«Проект национального развития»
Аннотация.
В статье на основе изучения церковных метрических книг, исповедных росписей и ревизских сказок (переписей населения) впервые восстанавливается подробная родословная прославленного советского полководца
И.Д. Черняховского.
18 февраля 1945 года у небольшого городка в Восточной Пруссии под названием Мельзак (ныне это польский Пененжно) погиб командующий 3‑м Белорусским фронтом Иван Данилович Черняховский, дважды Герой Советского Союза, самый молодой генерал армии, по праву уважаемый за свой высочайший воинский талант и сбережение солдатских жизней.
До сегодняшнего времени историкам так и не удалось полностью раскрыть тайну его смертельного ранения, установить, из какого орудия — вражеского или своего — был выпущен роковой снаряд, разорвавшийся рядом с автомобилем командующего. Оставалось покрытой тайной и происхождение Ивана Черняховского. Многочисленные мемуаристы публиковали лишь место и дату его рождения и ещё имена и отчества его родителей, оставляя повод для домыслов — был он по национальности украинцем, как указывал в официальных документах, либо евреем, на что сам же якобы намекал. Но главное — дошедшая до нас его фамильная родословная оказывалась слишком лаконичной для прославленного полководца.
Лично меня заняться исследованием происхождения Ивана Даниловича Черняховского подвигла семейная легенда о том, что он имел родственные связи и в молодости дружил с моим дедом по материнской линии Фёдором Александровичем Куликовским. Они были почти ровесниками и родились на юге Киевской губернии: Иван в селе Оксанина Уманского уезда, а Фёдор — на расстоянии менее сотни вёрст, в селе Скибин Таращанского уезда (ныне это Уманский район Черкасской области Республики Украина).
В ходе исследования мне пришлось подробно ознакомиться с несколькими сотнями дел, содержащих церковные метрические книги, исповедные росписи и ревизские сказки (переписи) Киевской губернии. Они хранятся в фондах Центрального государственного исторического архива Украины, государственных архивов Киевской и Черкасской областей, но в большинстве своём оцифрованы и размещены в интернете в открытом доступе.
Но даже изучив огромную массу документов, мне так и не удалось подтвердить или опровергнуть информацию о месте рождения Ивана Даниловича Черняховского, который, по анкетным данным, родился 16(29) июня 1906 года, а по мнению мемуаристов, годом позже. Хотя и сохранилось несколько метрических книг Воздвиженской церкви села Оксанина начала XX века, включая книгу за 1906 год, но записей о рождениях, венчаниях и смертях в том селе Черняховских вообще не обнаружено. Не было их и в многочисленных сохранившихся до наших дней исповедных росписях церкви. Числились же в тех росписях в основном владельческие подданные (крепостные), а после отмены крепостного права — сельские обыватели или крестьяне с привычными украинскими фамилиями.
Между тем если оксанинские Черняховские действительно были украинцами, то наверняка православными, прихожанами вышеназванной церкви, которая по законам Российской империи должна была вести метрические записи по всему своему приходу. Впрочем, судя по метрикам 1906 — 1908 гг. близлежащих к селу Оксанина костёлов Уманского уезда, Черняховских не было и среди католиков, к которым в те времена принадлежало большое число местных жителей польских кровей. Иудеи же в селе тогда вообще не жили. Из таких обстоятельств напрашивался вывод о том, что родословные корни Ивана Черняховского надо искать не в Оксанине. Тогда, может, в Скибине?
И действительно, при составлении родословного древа моего деда я часто встречал фамилию Черняховских. Причём что важно: несмотря на понесённые в этих местах огромные потери в период Гражданской и Второй мировой войн, метрические книги церкви Святой великомученицы Параскевы того села с 1783 по 1921 год сохранились почти полностью, и нет особого труда воссоздавать по ним фамильные истории. Однако среди скибинских Черняховских не было родителей Ивана Даниловича — Данила (Даниила) Николаевича и Марии Людвиговны, а также его деда Николая.
Поиск «нужных» Черняховских по нескольким сотням поселений южной части Киевской губернии грозил занять многие месяцы и вовсе не факт, что оказался бы успешным. Но, к счастью, помог интернет-портал «Памяти героев Великой войны 1914 — 1918 годов», в именных списках которого числится Черниховский Трофим Николаевич, служивший рядовым солдатом в 59‑м пехотном Люблинском полку и пропавший без вести в мае 1915 года. Место его рождения: Киевская губерния, Таращанский уезд, Жашковская волость, с. Багва. И, как выяснилось, такой населённый пункт — деревня Багва — когда-то был (не путать с ныне существующим одноимённым селом в бывшей Маньковской волости того же уезда!). А располагался он всего-то в 5 вёрстах по прямой от Скибина, на небольшой речушке напротив села Тетеревка (в 1958 г. к нему административно присоединён). Последующее подробное изучение метрических книг и исповедных росписей местной Михайловской церкви (храма Святого архистратига Михаила) показало, что пропавший без вести солдат Трофим Николаевич приходился Ивану Даниловичу Черняховскому родным дядей, а несколько поколений их предков состояли прихожанами именно этого религиозного учреждения.
Деревня Багва известна с древности тем, что под ней в январе 1655 года произо- шло сражение объединённого войска гетмана Богдана Хмельницкого и москвитян под предводительством боярина Василия Шереметьева, с одной стороны, с польскими, татарскими и немецкими войсками — с другой. И тогда благодаря своей смелости и воинскому искусству, а также неожиданно сильному морозу украинско-русские воины сумели выдержать натиск противника, имевшего трёхкратное численное преимущество, и вырваться из окружения. Ещё через ту деревню когда-то проходила главная дорога из Киева в Крым.
Собственной церкви Багва не имела, и её православные жители с момента постройки в 1768 году деревянной Михайловской церкви в Тетеревке проходили в ней обряды крещения, венчания и отпевания, в ней же причащались и исповедовались.
До наших дней дошли метрические книги этой церкви 1771 — 1922 гг. почти в полном составе (нет их лишь за 1817, 1876, 1902, 1916, 1920 и 1921 гг.), имеется и более полусотни исповедных росписей 1802 — 1865 гг. с перечнями семей прихожан отдельно по Тетеревке и Багве. По ним Черняховские изначально числились багванскими шляхетными, или шляхтичами, а с 1840‑х годов — однодворцами и, значит, наверняка были выходцами из польских дворян, имевших ратные заслуги и исстари поселившихся на дарованных им землях правобережной части Украины.
Интересно, что в сохранившихся метриках Михайловской церкви за XVIII век записи на русском языке довольно часто перемешаны с латиницей. К тому же они относятся как к православным жителям Тетеревки и Багвы, так и к католикам, и среди багванских шляхтичей в них приведены представители лишь польских фамилий: Белецкие, Волицкие, Врублевские, Голембиовские, Журавские, Косовские, Лановские, Манковские, Ростовские, Сведерские, Сикорские, Яновские и др. А вот прихожане, относившиеся к «посполитию», имели привычные нам сегодня украинские фамилии. Судя по всему, были они тогда крепостными крестьянами.
Самое древнее упоминание Черняховских в сохранившихся метриках Михайловской церкви села Тетеревка относится к 1789 году, когда у Семиона Черниховского, а он — прапрапрадед (триждыпрадед) Ивана Даниловича — родился сын Гаврила. В 1796 году под той же фамилией была крещена их дочь Мария, а другая дочь — Марфа — под ней же пришла на обряд венчания с багванским шляхтичем Яковом Беленским. А вот в начале 1790‑х годов, когда Семён стал восприемником (крёстным отцом) одного из младенцев и когда крестили уже его сына Ивана, он дважды записывался в метриках под несколько иной фамилией — Чернявский.
Чернявским был ещё один шляхтич из Багвы, вероятно, его брат — Матвей, в семье которого в 1792 и 1795 гг. рождались дети. Но семейство этого Матвея не отмечено в исповедных росписях Михайловской церкви начала XIX века наверняка потому, что относилось к католикам.
Семён же Черняховский был православным и, скажем, в 1807 году только он в возрасте 46 лет с женой Анастасией и двумя детьми, а также с семьями Якова Беленского и Иоана Грабовского (всего 11 человек) оказались в шляхетной части исповедной росписи по жителям Багвы. В посполитной же части той росписи — 205 крестьян.
Из более поздних росписей видно, что Семён Черняховский носил отчество Тимофеевич, однако родился и жил ли в Багве его отец Тимофей, приходившийся Ивану Даниловичу Черняховскому четырежды прадедом, осталось неизвестным. Впрочем, не исключено, что он — багванский шляхтич Тимофей Предок либо Тимофей Старый, первый из которых умер в 1773 году, второй — восемь лет спустя.
А сам Семён Тимофеевич Черняховский ушёл из жизни, вероятно, в 1819 году, за который метрическая книга сохранилась, но не оцифрована, и ознакомиться с ней мне не удалось. Не удалось выяснить и девичью фамилию его жены Анастасии Павловны, умершей 20 декабря 1825 года1 «с покаянием» вдовой в приведённом в метрике возрасте 75 лет. Между тем, по обычаям тех времён, она наверняка тоже была польских кровей.
Прапрадед нашего прославленного генерала армии Гаврила, или Гавриил Черняховский, родился в Багве 3 апреля 1789 года, в исповедных росписях иногда приводился также под именем Лаврентий. 14 февраля 1815 года он повенчался с Марианной (впоследствии она приводилась под именем Мария), дочерью багванского католика Ивана Добровольского. Как полагаю, её братом был Томаш, или Тимофей Добровольский, дочь которого Лукия в 1870‑х или 1880‑х годах вышла замуж за однодворца из Скибина Казимира (Кузьму) Черняховского. В результате Черняховские и Добровольские породнились как минимум дважды.
В браке же Гавриила и Марианны Черняховских родились сначала сыновья Василий, Иоанн и Лука, затем — дочери Устинья и Мария и, наконец, ещё два сына, названные в честь их деда Семёнами. Однако все их сыновья, кроме Луки, умерли во младенчестве. А за день до смерти своего последнего ребёнка, 16 февраля 1828 года, ушла из жизни от чахотки и сама Марианна (Мария).
В мае 1829 года вдовец Гавриил вступил в брак с Александрой, дочерью багванского шляхтича Максима Кобылянского. Была она почти на два десятка лет младше своего мужа и в исповедные росписи и метрические книги попала также под именами Евфросинии и Настасьи Максимовны и Александры Михайловны. В том браке были рождены не менее шести детей. Но дожили до своего совершеннолетия лишь двое из них, и они связали себя с военной службой: Фёдор назван в 1858 году солдатом Житомирского пехотного полка и числился солдатом вплоть до своей смерти в 1904 году2, Мария была женой солдата конного полка Варлаама (Авраама) Ивановича Бондарчука.
Однодворец Гавриил Черняховский умер 10 июля 1848 года от холеры, немного не дожив до своего 60-летия.
Лука, прадед Ивана Даниловича Черняховского, по всей вероятности, родился в Багве в 1817 году. Происхождение его первой жены Феодосии Стефановны, появившейся на свет около 1826 и умершей в 1865 или 1866 году, в ходе исследования не определено, однако известно, что в их браке рождены сыновья Иван, Николай и Василий (умер младенцем), дочери Феодосия и Надежда.
Осенью 1866 года состоялось второе венчание однодворца Луки Гаврииловича Черняховского — на сей раз с вдовой из села Кривец Уманского уезда сорокалетней однодворкой Марией Игнатьевной Костецкой. В том браке детей не было, а 17 января 1882 года «деревни Багвы крестьянин из однодворцев» Лука Гавриилович Черняховский умер в возрасте 65 лет «по старости».
Метрика о рождении Николая, деда Ивана Даниловича, не обнаружена, но, судя по приведённому в исповедной росписи 1865 года возрасту, появился он на свет в самой середине XIX века. Имеется запись от 6 октября 1870 года о его бракосочетании с однодворкой из Багвы Анной Ордиевой, однако тут есть интересный момент: в том же 1865 году, да и прежде, в Багве не было жителей с такой или близкой к ней фамилией, не было и однодворцев с именем Ордей или Гордей, чьей дочерью могла оказаться Анна. Поэтому мне пришлось потратить уйму времени на изучение разнообразных версий, прежде чем прийти к однозначному выводу о том, что жена Николая Лукича, она же — бабушка Ивана Даниловича Черняховского, родилась 3 февраля 1851 года у жителя присёлка Багва Гордея Гаврииловича Пухирчука и его жены Софии Ивановны — крестьян помещика Михаила Покривницкого. Интересно, что восприемниками новорождённой (крёстными отцом и матерью) стали багванские однодворцы католического вероисповедания. Ещё интереснее то, что на состоявшемся за 18 лет до того венчании помещичьих крестьян Гордея Гаврииловича Пухиря и Софии, дочери Ивана Иванюка, поручителем (свидетелем) по жениху выступил дворянин Франк Иванович Тишкевич. Это предполагает близкое родство (кровное либо духовное) крестьян Гордея, Софии или их обоих с представителями более высоких сословий.
Не буду вдаваться в подробные детали происхождения родителей Анны Гордеевны и родителей их родителей, но скажу, что фамилия вдовы Софии Ивановны, её детей от брака с Гордеем Пухирем (Пухирчуком) и позднее рождённых от неё внебрачных детей постепенно модифицировалась в Бондарчуки и закре- пилась за их потомками.
В семье однодворца, затем — крестьянина Николая Лукича Черняховского и его жены Анны Гордеевны были рождены сыно- вья Даниил, Александр, Иоанн, Алексей и Трофим, дочери Мария, Афанасия, Ольга и Екатери- на. Однако в 1889 году сначала малолетний Алексей, через три дня — Афанасия умерли от дифтерита; в 1898 году от крупа — Екатерина; в 1899 году, через полгода после собственной свадьбы, от чахотки — Мария; в 1905 году от простуды — Ольга.
Сама Анна Гордеевна ушла из жизни 18 декабря 1906 года в возрасте 55 лет «от старости», Николай Лукич — позднее, но когда точно, выяснить не удалось.
Даниил, отец Ивана Черняховского, появился на свет 10 декабря 1872 года, а 29 мая 1900 года состоялось венчание багванских крестьян Даниила Николаевича Черняховского и Марии Людвиговны Белинской. В августе того же года у них родилась дочь Анна. Метрические записи Михайловской церкви о рождении других детей этой семьи не обнаружены, но по записям о восприемниках и поручителях Даниил Черняховский вплоть по октябрь 1909 года числился крестьянином деревни Багва, а не, к примеру, села Оксанина.
Людвиг Белинский — дед Ивана Даниловича Черняховского по материнской линии — был по вероисповеданию католиком. Но в отличие от семей своих старших братьев его жена и дети исповедовали православие.
Первая же из обнаруженных метрических записей о багванских Белинских, приводимых также как Беленские, Билинские, Былинские и Белецкие, внесена Михайловской церковью ещё 19 января 1783 года, когда венчался Марцын Беленский с панною Анастасией, дочерью Василия Сведерского. 18 сентя- бря 1793 года у них родился сын Михаил, который и стал отцом Людвига, вероятно, в 1840 году3.
Венчание багванского однодворца Людвига Михайловича Былинского, римско-католического исповедания, с жительницей села Тетеревки 20-летней однодворкой Параскевой Потапиевной Клисаковской (Клинковской) пришлось на 21 января 1868 года. Интересно отметить, что у невесты имелся брат Василий, ставший дедом ещё одного прославленного выходца из здешних мест — Героя Советского Союза Александра Кузьмича Клинковского, командира батальона, майора, отличившегося при освобождении Крыма и умершего 6 декабря 1943 года от тяжёлого ранения. Значит, Александр Клинковский с Иваном Черняховским были троюродными братьями, ведь имели общего предка — прадеда Потапия Клинковского4.
В семье Людвига и Параскевы Белинских были рождены сначала дочери — две Татьяны, Дарья, Марфа и Мария (она появилась на свет 12 августа 1878 г.), затем сыновья — Василий, Гавриил, Самсон, Михаил, Пётр, но за несколько дней февраля 1889 года друг за другом все три их средних сына двух, четырёх и шести лет умерли от дифтерита.
Дата смерти Людвига Михайловича Белинского осталась неизвестной. А его вдова Параскева Потапиевна ушла из жизни 27 февраля 1919 года, почти одновременно со своими зятем и дочерью — родителями Ивана Даниловича Черняховского. Который, как мы теперь знаем, имел польско-украинские корни5 и, получается, погиб при освобождении от фашистов как Европы в целом, так и конкретно — родных земель своих далёких предков.
Семь колен рода Черняховских
Тимофей |
Семён Тимофеевич (около 1761 — 1819) его жена Анастасия Павловна (около 1766 — 20 декабря 1825) |
Гавриил Семёнович (3 апреля 1789 — 10 июля 1848) его жена Марианна Ивановна (Добровольская) (около 1798 — 16 февраля 1828) |
Лука Гавриилович (около 1817 — 17 января 1882) его жена Феодосия Степановна (около 1826 — 1865) |
Николай Лукич (около 1850 — после 1906) его жена Анна Гордеевна (Пухирчук) (3 февраля 1851 — 18 декабря 1906) |
Даниил Николаевич (10 декабря 1872 — 1919) его жена Мария Людвиговна (Белинская) (12 августа 1878 — 1919) |
Иван Данилович (16 июня 1907(?) — 18 февраля 1945) его жена Анастасия Григорьевна (Добрянская) (1908 — 1992) |
Статья издана в Военно-Историческом журнале
Обсудить эту статью на форуме
- Здесь и далее даты метрических записей даны по старому стилю.
- Солдат Фёдор Гавриилович Черняховский стал в 1878 г. восприемником (крёстным отцом) Марии Белецкой, матери Ивана Черняховского.
- Согласно метрической книге костёла с. Ставищи Михаил Марцынович Билин- ский прожил почти 82 года и умер вдовцом 2 июля 1875 г. в Багве.
- Однодворец Потап Степанович Кленковский умер 21 мая 1867 г. в Багве от простуды в возрасте 39 лет.
- Вероятно, накануне и в период Второй мировой войны И.Д Черняховский был заинтересован в распространении слухов о своих еврейских корнях, чтобы не провоцировать опасные тогда для жизни проблемы из-за польского происхождения.