Черепанов Андрей Владимирович — директор некоммерческого учреждения «Проект национального развития»

Све­де­ния об авторе.

Чере­па­нов Андрей Вла­ди­ми­ро­вич — 
дирек­тор неком­мер­че­ско­го учре­жде­ния
«Про­ект наци­о­наль­но­го развития»

Анно­та­ция.

В ста­тье на осно­ве изу­че­ния цер­ков­ных мет­ри­че­ских книг, испо­вед­ных рос­пи­сей и ревиз­ских ска­зок (пере­пи­сей насе­ле­ния) впер­вые вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся подроб­ная родо­слов­ная про­слав­лен­но­го совет­ско­го пол­ко­вод­ца
И.Д. Чер­ня­хов­ско­го.

«ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ» — №03 2021 Г.

18 фев­ра­ля 1945 года у неболь­шо­го город­ка в Восточ­ной Прус­сии под назва­ни­ем Мель­зак (ныне это поль­ский Пененж­но) погиб коман­ду­ю­щий 3‑м Бело­рус­ским фрон­том Иван Дани­ло­вич Чер­ня­хов­ский, два­жды Герой Совет­ско­го Сою­за, самый моло­дой гене­рал армии, по пра­ву ува­жа­е­мый за свой высо­чай­ший воин­ский талант и сбе­ре­же­ние сол­дат­ских жизней.

До сего­дняш­не­го вре­ме­ни исто­ри­кам так и не уда­лось пол­но­стью рас­крыть тай­ну его смер­тель­но­го ране­ния, уста­но­вить, из како­го ору­дия — вра­же­ско­го или сво­е­го — был выпу­щен роко­вой сна­ряд, разо­рвав­ший­ся рядом с авто­мо­би­лем коман­ду­ю­ще­го. Оста­ва­лось покры­той тай­ной и про­ис­хож­де­ние Ива­на Чер­ня­хов­ско­го. Мно­го­чис­лен­ные мему­а­ри­сты пуб­ли­ко­ва­ли лишь место и дату его рож­де­ния и ещё име­на и отче­ства его роди­те­лей, остав­ляя повод для домыс­лов — был он по наци­о­наль­но­сти укра­ин­цем, как ука­зы­вал в офи­ци­аль­ных доку­мен­тах, либо евре­ем, на что сам же яко­бы наме­кал. Но глав­ное — дошед­шая до нас его фамиль­ная родо­слов­ная ока­зы­ва­лась слиш­ком лако­нич­ной для про­слав­лен­но­го полководца.

Лич­но меня занять­ся иссле­до­ва­ни­ем про­ис­хож­де­ния Ива­на Дани­ло­ви­ча Чер­ня­хов­ско­го подвиг­ла семей­ная леген­да о том, что он имел род­ствен­ные свя­зи и в моло­до­сти дру­жил с моим дедом по мате­рин­ской линии Фёдо­ром Алек­сан­дро­ви­чем Кули­ков­ским. Они были почти ровес­ни­ка­ми и роди­лись на юге Киев­ской губер­нии: Иван в селе Окса­ни­на Уман­ско­го уез­да, а Фёдор — на рас­сто­я­нии менее сот­ни вёрст, в селе Ски­бин Тара­щан­ско­го уез­да (ныне это Уман­ский рай­он Чер­кас­ской обла­сти Рес­пуб­ли­ки Украина).

В ходе иссле­до­ва­ния мне при­шлось подроб­но озна­ко­мить­ся с несколь­ки­ми сот­ня­ми дел, содер­жа­щих цер­ков­ные мет­ри­че­ские кни­ги, испо­вед­ные рос­пи­си и ревиз­ские сказ­ки (пере­пи­си) Киев­ской губер­нии. Они хра­нят­ся в фон­дах Цен­траль­но­го госу­дар­ствен­но­го исто­ри­че­ско­го архи­ва Укра­и­ны, госу­дар­ствен­ных архи­вов Киев­ской и Чер­кас­ской обла­стей, но в боль­шин­стве сво­ём оциф­ро­ва­ны и раз­ме­ще­ны в интер­не­те в откры­том доступе.

Но даже изу­чив огром­ную мас­су доку­мен­тов, мне так и не уда­лось под­твер­дить или опро­верг­нуть инфор­ма­цию о месте рож­де­ния Ива­на Дани­ло­ви­ча Чер­ня­хов­ско­го, кото­рый, по анкет­ным дан­ным, родил­ся 16(29) июня 1906 года, а по мне­нию мему­а­ри­стов, годом поз­же. Хотя и сохра­ни­лось несколь­ко мет­ри­че­ских книг Воз­дви­жен­ской церк­ви села Окса­ни­на нача­ла XX века, вклю­чая кни­гу за 1906 год, но запи­сей о рож­де­ни­ях, вен­ча­ни­ях и смер­тях в том селе Чер­ня­хов­ских вооб­ще не обна­ру­же­но. Не было их и в мно­го­чис­лен­ных сохра­нив­ших­ся до наших дней испо­вед­ных рос­пи­сях церк­ви. Чис­ли­лись же в тех рос­пи­сях в основ­ном вла­дель­че­ские под­дан­ные (кре­пост­ные), а после отме­ны кре­пост­но­го пра­ва — сель­ские обы­ва­те­ли или кре­стьяне с при­выч­ны­ми укра­ин­ски­ми фамилиями.

Меж­ду тем если окса­нин­ские Чер­ня­хов­ские дей­стви­тель­но были укра­ин­ца­ми, то навер­ня­ка пра­во­слав­ны­ми, при­хо­жа­на­ми выше­на­зван­ной церк­ви, кото­рая по зако­нам Рос­сий­ской импе­рии долж­на была вести мет­ри­че­ские запи­си по все­му сво­е­му при­хо­ду. Впро­чем, судя по мет­ри­кам 1906 — 1908 гг. близ­ле­жа­щих к селу Окса­ни­на костё­лов Уман­ско­го уез­да, Чер­ня­хов­ских не было и сре­ди като­ли­ков, к кото­рым в те вре­ме­на при­над­ле­жа­ло боль­шое чис­ло мест­ных жите­лей поль­ских кро­вей. Иудеи же в селе тогда вооб­ще не жили. Из таких обсто­я­тельств напра­ши­вал­ся вывод о том, что родо­слов­ные кор­ни Ива­на Чер­ня­хов­ско­го надо искать не в Окса­нине. Тогда, может, в Скибине?

И дей­стви­тель­но, при состав­ле­нии родо­слов­но­го дре­ва мое­го деда я часто встре­чал фами­лию Чер­ня­хов­ских. При­чём что важ­но: несмот­ря на поне­сён­ные в этих местах огром­ные поте­ри в пери­од Граж­дан­ской и Вто­рой миро­вой войн, мет­ри­че­ские кни­ги церк­ви Свя­той вели­ко­му­че­ни­цы Парас­ке­вы того села с 1783 по 1921 год сохра­ни­лись почти пол­но­стью, и нет осо­бо­го тру­да вос­со­зда­вать по ним фамиль­ные исто­рии. Одна­ко сре­ди ски­бин­ских Чер­ня­хов­ских не было роди­те­лей Ива­на Дани­ло­ви­ча — Дани­ла (Дани­и­ла) Нико­ла­е­ви­ча и Марии Людви­гов­ны, а так­же его деда Николая.

Поиск «нуж­ных» Чер­ня­хов­ских по несколь­ким сот­ням посе­ле­ний южной части Киев­ской губер­нии гро­зил занять мно­гие меся­цы и вовсе не факт, что ока­зал­ся бы успеш­ным. Но, к сча­стью, помог интер­нет-пор­тал «Памя­ти геро­ев Вели­кой вой­ны 1914 — 1918 годов», в имен­ных спис­ках кото­ро­го чис­лит­ся Чер­ни­хов­ский Тро­фим Нико­ла­е­вич, слу­жив­ший рядо­вым сол­да­том в 59‑м пехот­ном Люб­лин­ском пол­ку и про­пав­ший без вести в мае 1915 года. Место его рож­де­ния: Киев­ская губер­ния, Тара­щан­ский уезд, Жаш­ков­ская волость, с. Баг­ва. И, как выяс­ни­лось, такой насе­лён­ный пункт — дерев­ня Баг­ва — когда-то был (не путать с ныне суще­ству­ю­щим одно­имён­ным селом в быв­шей Мань­ков­ской воло­сти того же уез­да!). А рас­по­ла­гал­ся он все­го-то в 5 вёр­стах по пря­мой от Ски­би­на, на неболь­шой речуш­ке напро­тив села Тете­рев­ка (в 1958 г. к нему адми­ни­стра­тив­но при­со­еди­нён). После­ду­ю­щее подроб­ное изу­че­ние мет­ри­че­ских книг и испо­вед­ных рос­пи­сей мест­ной Михай­лов­ской церк­ви (хра­ма Свя­то­го архи­стра­ти­га Миха­и­ла) пока­за­ло, что про­пав­ший без вести сол­дат Тро­фим Нико­ла­е­вич при­хо­дил­ся Ива­ну Дани­ло­ви­чу Чер­ня­хов­ско­му род­ным дядей, а несколь­ко поко­ле­ний их пред­ков состо­я­ли при­хо­жа­на­ми имен­но это­го рели­ги­оз­но­го учреждения.

Дерев­ня Баг­ва извест­на с древ­но­сти тем, что под ней в янва­ре 1655 года про­изо- шло сра­же­ние объ­еди­нён­но­го вой­ска гет­ма­на Бог­да­на Хмель­ниц­ко­го и моск­ви­тян под пред­во­ди­тель­ством бояри­на Васи­лия Шере­ме­тье­ва, с одной сто­ро­ны, с поль­ски­ми, татар­ски­ми и немец­ки­ми вой­ска­ми — с дру­гой. И тогда бла­го­да­ря сво­ей сме­ло­сти и воин­ско­му искус­ству, а так­же неожи­дан­но силь­но­му моро­зу укра­ин­ско-рус­ские вои­ны суме­ли выдер­жать натиск про­тив­ни­ка, имев­ше­го трёх­крат­ное чис­лен­ное пре­иму­ще­ство, и вырвать­ся из окру­же­ния. Ещё через ту дерев­ню когда-то про­хо­ди­ла глав­ная доро­га из Кие­ва в Крым.

Соб­ствен­ной церк­ви Баг­ва не име­ла, и её пра­во­слав­ные жите­ли с момен­та построй­ки в 1768 году дере­вян­ной Михай­лов­ской церк­ви в Тете­рев­ке про­хо­ди­ли в ней обря­ды кре­ще­ния, вен­ча­ния и отпе­ва­ния, в ней же при­ча­ща­лись и исповедовались.

До наших дней дошли мет­ри­че­ские кни­ги этой церк­ви 1771 — 1922 гг. почти в пол­ном соста­ве (нет их лишь за 1817, 1876, 1902, 1916, 1920 и 1921 гг.), име­ет­ся и более полу­сот­ни испо­вед­ных рос­пи­сей 1802 — 1865 гг. с переч­ня­ми семей при­хо­жан отдель­но по Тете­рев­ке и Багве. По ним Чер­ня­хов­ские изна­чаль­но чис­ли­лись баг­ван­ски­ми шля­хет­ны­ми, или шлях­ти­ча­ми, а с 1840‑х годов — одно­двор­ца­ми и, зна­чит, навер­ня­ка были выход­ца­ми из поль­ских дво­рян, имев­ших рат­ные заслу­ги и исста­ри посе­лив­ших­ся на даро­ван­ных им зем­лях пра­во­бе­реж­ной части Украины.

Инте­рес­но, что в сохра­нив­ших­ся мет­ри­ках Михай­лов­ской церк­ви за XVIII век запи­си на рус­ском язы­ке доволь­но часто пере­ме­ша­ны с лати­ни­цей. К тому же они отно­сят­ся как к пра­во­слав­ным жите­лям Тете­рев­ки и Баг­вы, так и к като­ли­кам, и сре­ди баг­ван­ских шлях­ти­чей в них при­ве­де­ны пред­ста­ви­те­ли лишь поль­ских фами­лий: Белец­кие, Волиц­кие, Вруб­лев­ские, Голем­биов­ские, Журав­ские, Косов­ские, Ланов­ские, Ман­ков­ские, Ростов­ские, Све­дер­ские, Сикор­ские, Янов­ские и др. А вот при­хо­жане, отно­сив­ши­е­ся к «поспо­ли­тию», име­ли при­выч­ные нам сего­дня укра­ин­ские фами­лии. Судя по все­му, были они тогда кре­пост­ны­ми крестьянами.

Самое древ­нее упо­ми­на­ние Чер­ня­хов­ских в сохра­нив­ших­ся мет­ри­ках Михай­лов­ской церк­ви села Тете­рев­ка отно­сит­ся к 1789 году, когда у Семи­о­на Чер­ни­хов­ско­го, а он — пра­пра­пра­дед (три­жды­пра­дед) Ива­на Дани­ло­ви­ча — родил­ся сын Гав­ри­ла. В 1796 году под той же фами­ли­ей была кре­ще­на их дочь Мария, а дру­гая дочь — Мар­фа — под ней же при­шла на обряд вен­ча­ния с баг­ван­ским шлях­ти­чем Яко­вом Белен­ским. А вот в нача­ле 1790‑х годов, когда Семён стал вос­при­ем­ни­ком (крёст­ным отцом) одно­го из мла­ден­цев и когда кре­сти­ли уже его сына Ива­на, он два­жды запи­сы­вал­ся в мет­ри­ках под несколь­ко иной фами­ли­ей — Чернявский.

Чер­няв­ским был ещё один шлях­тич из Баг­вы, веро­ят­но, его брат — Мат­вей, в семье кото­ро­го в 1792 и 1795 гг. рож­да­лись дети. Но семей­ство это­го Мат­вея не отме­че­но в испо­вед­ных рос­пи­сях Михай­лов­ской церк­ви нача­ла XIX века навер­ня­ка пото­му, что отно­си­лось к католикам.

Семён же Чер­ня­хов­ский был пра­во­слав­ным и, ска­жем, в 1807 году толь­ко он в воз­расте 46 лет с женой Ана­ста­си­ей и дву­мя детьми, а так­же с семья­ми Яко­ва Белен­ско­го и Иоана Гра­бов­ско­го (все­го 11 чело­век) ока­за­лись в шля­хет­ной части испо­вед­ной рос­пи­си по жите­лям Баг­вы. В поспо­лит­ной же части той рос­пи­си — 205 крестьян.

Из более позд­них рос­пи­сей вид­но, что Семён Чер­ня­хов­ский носил отче­ство Тимо­фе­е­вич, одна­ко родил­ся и жил ли в Багве его отец Тимо­фей, при­хо­див­ший­ся Ива­ну Дани­ло­ви­чу Чер­ня­хов­ско­му четы­ре­жды пра­де­дом, оста­лось неиз­вест­ным. Впро­чем, не исклю­че­но, что он — баг­ван­ский шлях­тич Тимо­фей Пре­док либо Тимо­фей Ста­рый, пер­вый из кото­рых умер в 1773 году, вто­рой — восемь лет спустя.

А сам Семён Тимо­фе­е­вич Чер­ня­хов­ский ушёл из жиз­ни, веро­ят­но, в 1819 году, за кото­рый мет­ри­че­ская кни­га сохра­ни­лась, но не оциф­ро­ва­на, и озна­ко­мить­ся с ней мне не уда­лось. Не уда­лось выяс­нить и деви­чью фами­лию его жены Ана­ста­сии Пав­лов­ны, умер­шей 20 декаб­ря 1825 года1 «с пока­я­ни­ем» вдо­вой в при­ве­дён­ном в мет­ри­ке воз­расте 75 лет. Меж­ду тем, по обы­ча­ям тех вре­мён, она навер­ня­ка тоже была поль­ских кровей.

Пра­пра­дед наше­го про­слав­лен­но­го гене­ра­ла армии Гав­ри­ла, или Гав­ри­ил Чер­ня­хов­ский, родил­ся в Багве 3 апре­ля 1789 года, в испо­вед­ных рос­пи­сях ино­гда при­во­дил­ся так­же под име­нем Лав­рен­тий. 14 фев­ра­ля 1815 года он повен­чал­ся с Мари­ан­ной (впо­след­ствии она при­во­ди­лась под име­нем Мария), доче­рью баг­ван­ско­го като­ли­ка Ива­на Доб­ро­воль­ско­го. Как пола­гаю, её бра­том был Томаш, или Тимо­фей Доб­ро­воль­ский, дочь кото­ро­го Лукия в 1870‑х или 1880‑х годах вышла замуж за одно­двор­ца из Ски­би­на Кази­ми­ра (Кузь­му) Чер­ня­хов­ско­го. В резуль­та­те Чер­ня­хов­ские и Доб­ро­воль­ские пород­ни­лись как мини­мум дважды.

В бра­ке же Гав­ри­и­ла и Мари­ан­ны Чер­ня­хов­ских роди­лись сна­ча­ла сыно­вья Васи­лий, Иоанн и Лука, затем — доче­ри Усти­нья и Мария и, нако­нец, ещё два сына, назван­ные в честь их деда Семё­на­ми. Одна­ко все их сыно­вья, кро­ме Луки, умер­ли во мла­ден­че­стве. А за день до смер­ти сво­е­го послед­не­го ребён­ка, 16 фев­ра­ля 1828 года, ушла из жиз­ни от чахот­ки и сама Мари­ан­на (Мария).

В мае 1829 года вдо­вец Гав­ри­ил всту­пил в брак с Алек­сан­дрой, доче­рью баг­ван­ско­го шлях­ти­ча Мак­си­ма Кобы­лян­ско­го. Была она почти на два десят­ка лет млад­ше сво­е­го мужа и в испо­вед­ные рос­пи­си и мет­ри­че­ские кни­ги попа­ла так­же под име­на­ми Евфро­си­нии и Наста­сьи Мак­си­мов­ны и Алек­сан­дры Михай­лов­ны. В том бра­ке были рож­де­ны не менее шести детей. Но дожи­ли до сво­е­го совер­шен­но­ле­тия лишь двое из них, и они свя­за­ли себя с воен­ной служ­бой: Фёдор назван в 1858 году сол­да­том Жито­мир­ско­го пехот­но­го пол­ка и чис­лил­ся сол­да­том вплоть до сво­ей смер­ти в 1904 году2, Мария была женой сол­да­та кон­но­го пол­ка Вар­ла­а­ма (Авра­ама) Ива­но­ви­ча Бондарчука.

Одно­дво­рец Гав­ри­ил Чер­ня­хов­ский умер 10 июля 1848 года от холе­ры, немно­го не дожив до сво­е­го 60-летия.

Лука, пра­дед Ива­на Дани­ло­ви­ча Чер­ня­хов­ско­го, по всей веро­ят­но­сти, родил­ся в Багве в 1817 году. Про­ис­хож­де­ние его пер­вой жены Фео­до­сии Сте­фа­нов­ны, появив­шей­ся на свет око­ло 1826 и умер­шей в 1865 или 1866 году, в ходе иссле­до­ва­ния не опре­де­ле­но, одна­ко извест­но, что в их бра­ке рож­де­ны сыно­вья Иван, Нико­лай и Васи­лий (умер мла­ден­цем), доче­ри Фео­до­сия и Надежда.

Осе­нью 1866 года состо­я­лось вто­рое вен­ча­ние одно­двор­ца Луки Гав­ри­и­ло­ви­ча Чер­ня­хов­ско­го — на сей раз с вдо­вой из села Кри­вец Уман­ско­го уез­да соро­ка­лет­ней одно­двор­кой Мари­ей Игна­тьев­ной Костец­кой. В том бра­ке детей не было, а 17 янва­ря 1882 года «дерев­ни Баг­вы кре­стья­нин из одно­двор­цев» Лука Гав­ри­и­ло­вич Чер­ня­хов­ский умер в воз­расте 65 лет «по старости».

Мет­ри­ка о рож­де­нии Нико­лая, деда Ива­на Дани­ло­ви­ча, не обна­ру­же­на, но, судя по при­ве­дён­но­му в испо­вед­ной рос­пи­си 1865 года воз­рас­ту, появил­ся он на свет в самой сере­дине XIX века. Име­ет­ся запись от 6 октяб­ря 1870 года о его бра­ко­со­че­та­нии с одно­двор­кой из Баг­вы Анной Орди­е­вой, одна­ко тут есть инте­рес­ный момент: в том же 1865 году, да и преж­де, в Багве не было жите­лей с такой или близ­кой к ней фами­ли­ей, не было и одно­двор­цев с име­нем Ордей или Гор­дей, чьей доче­рью мог­ла ока­зать­ся Анна. Поэто­му мне при­шлось потра­тить уйму вре­ме­ни на изу­че­ние раз­но­об­раз­ных вер­сий, преж­де чем прий­ти к одно­знач­но­му выво­ду о том, что жена Нико­лая Луки­ча, она же — бабуш­ка Ива­на Дани­ло­ви­ча Чер­ня­хов­ско­го, роди­лась 3 фев­ра­ля 1851 года у жите­ля при­сёл­ка Баг­ва Гор­дея Гав­ри­и­ло­ви­ча Пухир­чу­ка и его жены Софии Ива­нов­ны — кре­стьян поме­щи­ка Миха­и­ла Покри­в­ниц­ко­го. Инте­рес­но, что вос­при­ем­ни­ка­ми ново­рож­дён­ной (крёст­ны­ми отцом и мате­рью) ста­ли баг­ван­ские одно­двор­цы като­ли­че­ско­го веро­ис­по­ве­да­ния. Ещё инте­рес­нее то, что на состо­яв­шем­ся за 18 лет до того вен­ча­нии поме­щи­чьих кре­стьян Гор­дея Гав­ри­и­ло­ви­ча Пухи­ря и Софии, доче­ри Ива­на Ива­ню­ка, пору­чи­те­лем (сви­де­те­лем) по жени­ху высту­пил дво­ря­нин Франк Ива­но­вич Тиш­ке­вич. Это пред­по­ла­га­ет близ­кое род­ство (кров­ное либо духов­ное) кре­стьян Гор­дея, Софии или их обо­их с пред­ста­ви­те­ля­ми более высо­ких сословий.

Не буду вда­вать­ся в подроб­ные дета­ли про­ис­хож­де­ния роди­те­лей Анны Гор­де­ев­ны и роди­те­лей их роди­те­лей, но ска­жу, что фами­лия вдо­вы Софии Ива­нов­ны, её детей от бра­ка с Гор­де­ем Пухи­рем (Пухир­чу­ком) и позд­нее рож­дён­ных от неё вне­брач­ных детей посте­пен­но моди­фи­ци­ро­ва­лась в Бон­дар­чу­ки и зак­ре- пилась за их потомками.

В семье одно­двор­ца, затем — кре­стья­ни­на Нико­лая Луки­ча Чер­ня­хов­ско­го и его жены Анны Гор­де­ев­ны были рож­де­ны сыно- вья Дани­ил, Алек­сандр, Иоанн, Алек­сей и Тро­фим, доче­ри Мария, Афа­на­сия, Оль­га и Ека­те­ри- на. Одна­ко в 1889 году сна­ча­ла мало­лет­ний Алек­сей, через три дня — Афа­на­сия умер­ли от диф­те­ри­та; в 1898 году от кру­па — Ека­те­ри­на; в 1899 году, через пол­го­да после соб­ствен­ной сва­дьбы, от чахот­ки — Мария; в 1905 году от про­сту­ды — Ольга.

Сама Анна Гор­де­ев­на ушла из жиз­ни 18 декаб­ря 1906 года в воз­расте 55 лет «от ста­ро­сти», Нико­лай Лукич — позд­нее, но когда точ­но, выяс­нить не удалось.

Мет­ри­че­ская запись о вен­ча­нии роди­те­лей Ива­на Черняховского

Дани­ил, отец Ива­на Чер­ня­хов­ско­го, появил­ся на свет 10 декаб­ря 1872 года, а 29 мая 1900 года состо­я­лось вен­ча­ние баг­ван­ских кре­стьян Дани­и­ла Нико­ла­е­ви­ча Чер­ня­хов­ско­го и Марии Людви­гов­ны Белин­ской. В авгу­сте того же года у них роди­лась дочь Анна. Мет­ри­че­ские запи­си Михай­лов­ской церк­ви о рож­де­нии дру­гих детей этой семьи не обна­ру­же­ны, но по запи­сям о вос­при­ем­ни­ках и пору­чи­те­лях Дани­ил Чер­ня­хов­ский вплоть по октябрь 1909 года чис­лил­ся кре­стья­ни­ном дерев­ни Баг­ва, а не, к при­ме­ру, села Оксанина.

Людвиг Белин­ский — дед Ива­на Дани­ло­ви­ча Чер­ня­хов­ско­го по мате­рин­ской линии — был по веро­ис­по­ве­да­нию като­ли­ком. Но в отли­чие от семей сво­их стар­ших бра­тьев его жена и дети испо­ве­до­ва­ли православие.

Пер­вая же из обна­ру­жен­ных мет­ри­че­ских запи­сей о баг­ван­ских Белин­ских, при­во­ди­мых так­же как Белен­ские, Билин­ские, Былин­ские и Белец­кие, вне­се­на Михай­лов­ской цер­ко­вью ещё 19 янва­ря 1783 года, когда вен­чал­ся Мар­цын Белен­ский с пан­ною Ана­ста­си­ей, доче­рью Васи­лия Све­дер­ско­го. 18 сен­тя- бря 1793 года у них родил­ся сын Миха­ил, кото­рый и стал отцом Людви­га, веро­ят­но, в 1840 году3.

Вен­ча­ние баг­ван­ско­го одно­двор­ца Людви­га Михай­ло­ви­ча Былин­ско­го, рим­ско-като­ли­че­ско­го испо­ве­да­ния, с житель­ни­цей села Тете­рев­ки 20-лет­ней одно­двор­кой Парас­ке­вой Пота­пи­ев­ной Кли­са­ков­ской (Клин­ков­ской) при­шлось на 21 янва­ря 1868 года. Инте­рес­но отме­тить, что у неве­сты имел­ся брат Васи­лий, став­ший дедом ещё одно­го про­слав­лен­но­го выход­ца из здеш­них мест — Героя Совет­ско­го Сою­за Алек­сандра Кузь­ми­ча Клин­ков­ско­го, коман­ди­ра бата­льо­на, май­о­ра, отли­чив­ше­го­ся при осво­бож­де­нии Кры­ма и умер­ше­го 6 декаб­ря 1943 года от тяжё­ло­го ране­ния. Зна­чит, Алек­сандр Клин­ков­ский с Ива­ном Чер­ня­хов­ским были тро­ю­род­ны­ми бра­тья­ми, ведь име­ли обще­го пред­ка — пра­де­да Пота­пия Клин­ков­ско­го4.

В семье Людви­га и Парас­ке­вы Белин­ских были рож­де­ны сна­ча­ла доче­ри — две Татья­ны, Дарья, Мар­фа и Мария (она появи­лась на свет 12 авгу­ста 1878 г.), затем сыно­вья — Васи­лий, Гав­ри­ил, Сам­сон, Миха­ил, Пётр, но за несколь­ко дней фев­ра­ля 1889 года друг за дру­гом все три их сред­них сына двух, четы­рёх и шести лет умер­ли от дифтерита.

Дата смер­ти Людви­га Михай­ло­ви­ча Белин­ско­го оста­лась неиз­вест­ной. А его вдо­ва Парас­ке­ва Пота­пи­ев­на ушла из жиз­ни 27 фев­ра­ля 1919 года, почти одно­вре­мен­но со сво­и­ми зятем и доче­рью — роди­те­ля­ми Ива­на Дани­ло­ви­ча Чер­ня­хов­ско­го. Кото­рый, как мы теперь зна­ем, имел поль­ско-укра­ин­ские кор­ни5 и, полу­ча­ет­ся, погиб при осво­бож­де­нии от фаши­стов как Евро­пы в целом, так и кон­крет­но — род­ных земель сво­их далё­ких предков.

Семь колен рода Черняховских

Тимо­фей
Семён Тимо­фе­е­вич (око­ло 1761 — 1819)
его жена Ана­ста­сия Пав­лов­на (око­ло 1766 — 20 декаб­ря 1825)
Гав­ри­ил Семё­но­вич (3 апре­ля 1789 — 10 июля 1848)
его жена Мари­ан­на Ива­нов­на (Доб­ро­воль­ская) (око­ло 1798 — 16 фев­ра­ля 1828)
Лука Гав­ри­и­ло­вич (око­ло 1817 — 17 янва­ря 1882) его жена Фео­до­сия Сте­па­нов­на (око­ло 1826 — 1865)
Нико­лай Лукич (око­ло 1850 — после 1906)
его жена Анна Гор­де­ев­на (Пухир­чук) (3 фев­ра­ля 1851 — 18 декаб­ря 1906)
Дани­ил Нико­ла­е­вич (10 декаб­ря 1872 — 1919)
его жена Мария Людви­гов­на (Белин­ская) (12 авгу­ста 1878 — 1919)
Иван Дани­ло­вич (16 июня 1907(?) — 18 фев­ра­ля 1945) его жена Ана­ста­сия Гри­го­рьев­на (Доб­рян­ская) (1908 — 1992)

Ста­тья изда­на в Воен­но-Исто­ри­че­ском журнале

Обсу­дить эту ста­тью на форуме

Istokoved New Фору­мы Гене­рал армии Иван Чер­ня­хов­ский:
семь колен про­слав­лен­но­го рода

Создать новую тему 
Ваша инфор­ма­ция:






  1. Здесь и далее даты мет­ри­че­ских запи­сей даны по ста­ро­му стилю.
  2. Сол­дат Фёдор Гав­ри­и­ло­вич Чер­ня­хов­ский стал в 1878 г. вос­при­ем­ни­ком (крёст­ным отцом) Марии Белец­кой, мате­ри Ива­на Черняховского.
  3. Соглас­но мет­ри­че­ской кни­ге костё­ла с. Ста­ви­щи Миха­ил Мар­цы­но­вич Билин- ский про­жил почти 82 года и умер вдов­цом 2 июля 1875 г. в Багве.
  4. Одно­дво­рец Потап Сте­па­но­вич Клен­ков­ский умер 21 мая 1867 г. в Багве от про­сту­ды в воз­расте 39 лет.
  5. Веро­ят­но, нака­нуне и в пери­од Вто­рой миро­вой вой­ны И.Д Чер­ня­хов­ский был заин­те­ре­со­ван в рас­про­стра­не­нии слу­хов о сво­их еврей­ских кор­нях, что­бы не про­во­ци­ро­вать опас­ные тогда для жиз­ни про­бле­мы из-за поль­ско­го происхождения.