Вышедшая в июне 2021 года книга А.В. Черепанова “Родословный справочник Иркутска 1661 – 1775 годов”, внесла заметное оживление в ряды историков и родоведов-любителей города. Несмотря на достаточно высокую цену, некоторые приобрели в личное пользование этот почти восьмисотстраничный труд. Более двух десятков книг автор преподнёс в дар административным органам, архивам, общественным организациям, музеям и библиотекам. Так что издание в скором времени будет доступно всем заинтересованным лицам.
Имя исследования широкому кругу читателей незнакомо. Андрей Владимирович родился в г. Якутске, своей малой родиной считает посёлок Верхоленск Качугского района Иркутской области. После окончания Московского финансового института по специальности “Международные экономические отношения” работал в банковской сфере России: во Внешэкономбанке СССР, коммерческом банке “Виза”, в 1996 – 2001 гг. был начальников валютного управления, директором департамента иностранных операций Центрального банка Российской Федерации, членом комитета по денержно – кредитной политике, руководителем департамента внешнего долга Министерства финансов Российской Федерации с присвоением классного чина действительного государственного советника. Затем — председатель совета Московской международной валютной ассоциации, глава некоммерческого учреждения “Проект национального развития”, юридический консультант, автор рада законопроектов, нескольких сотен публикаций на темы экономики и политики.Такие сведения о себе приводит автор в предисловии книги.
Очевидно, знание биографии исследователя позволит нам уяснить и мотивацию изысканий и качество представленного материала, и — в конце концов — трудозатраты.
С 2016 года Андрей Владимирович увлёкся установлением своих родословных истоков, но, как истинный исследователь и патриот, не ограничился только историей своей семьи. В поле его зрения попали судьбы и корни ленских земляков – первопроходцев. Результатом стала книга “Сибирская кровь”, изданная в 2018 году.
И вот — новый труд, скрупулёзное и систематизированное исследование о жителях Иркутска в первые десятилетия его существования. Для составления посемейных списков иркутян использованы фонды Российского государственного архива древних актов, Российского государственного военно – исторического архива, архивов Санкт – Петербурга, Государственного архива Иркутской области, авторитетные опубликованные источники.
По сообщению автора, наиболее весомый вклад в справочник внесли такие документы: материалы 2 – й [1774 – 1745 гг.] и 3 – й [1762 – 1764 гг.] общероссийских ревизий, проведённых в Иркутске, метрические книги и исповедные росписи иркутских церквей, начиная с 1743 г. Для установления некоторых персоналий иркутян, живших в более ранние годы, использовались главы из сборника материалов “Первое столетие Иркутска”: “Именная оброчная книга 1681 г.” (С. 15 – 16), “Именная оброчная книга посадских 1699 г.” (С. 17 – 18), “Окладная книга служилых людей 1699 – 1700 гг.” (С. 19 – 25), а также перечень убылых после 1 – й ревизии [1745 г.].
Разница между официально признанным годом основания Иркутска казаками во главе с сыном боярским Яковом Похабовым (1661 г., а некоторые историки называют 1652 г.) и авторитетным документом (1681 г.) составляет 20 лет. За это время некоторые первопоселенцы ушли из жизни безвестными, не упомянутыми и в более ранних источниках. В справочник включены сам Яков Похабов и енисейский казачий десятник Василий Фёдоров Ездаков (Ездоков), ставивший Иркутский острог. В качестве вероятных участников отряда приведены следующие персоны: Савелий Иванов Каргопол, Григорий Кирилов, Алексей Евдокимов Оленев, Яков Калинин Синегоров, Григорий Тельных, Михаил Шаталов. Как пишет составитель, “об остальном составе отряда можно лишь догадываться”.
Понятны сетования автора по поводу “потерянных навсегда большинства имён двух, а то и трёх первых поколений жителей города”, однако, справедливости ради, на обложку издания следовало бы вынести дату “1681 – 1775”. Дата “1775” — год принятия “Учреждения для управления российских губерний”, подписанного императрицей Екатериной II — представляется обоснованной.
В «Справочнике» приведено свыше тридцати тысяч имён жителей Иркутска, свыше трёх тысяч фамилий. Они выстроены в алфавитном порядке. Объединены несколько семей с одной фамилией и разным составом их членов. Причём приводятся разные написания якобы одной и той же фамилии. Например, Кадашевцовы, Кадышевцовы, Каташевцовы, Карташевы, Картышевы, Катышевы, Катышевцовы, Кадашевские. Одна ссылка дана на несколько архивных фондов. На наш взгляд, целесообразнее было был отдельные семьи представить именно под той фамилией, которая приведена в источнике.
Заслуга автора в том, что, сделав обширные и сплошные выписки из фондов архивов, недоступных обычным пользователям, и опубликовав их, он, безусловно, сделал сведения о первых иркутянах вполне досягаемыми. Вызывает уважение тщательное оснащение данных ссылочным аппаратом.
Для человека, интересующего своей родословной, сведения в справочнике являются, по существу, конечной точкой поиска. Чтобы понять, кто именно — ваш предок, необходимо пройти от себя последовательно всю генеалогическую цепочку. В большинстве случаев, рядовой читатель этого не понимает, “выдёргивает” знакомую фамилию и считает персону своим прародителем.
Сейчас хочется остановиться на своеобразном виде деятельности краеведов – любителей, для которых история не является профессией. Она заключается в сборе первичный информации: в составлении выписок из архивных дел по определённой тематике в виде цитат или, как в данном случае, в виде заполнения таблицы – опросника. Для кого – то такая работа покажется монотонной и рутинной, но для человека с определённым складом характера, обладающего ресурсом времени и неиспользованными резервами мозговой деятельности, “победить” и систематизировать огромный массив информации — дело чести! Азарт добавляет необходимость изыскивать новые пути для уточнения неясных моментов, встречающихся при исследованиях. некоторые цели такой работы — облегчение генеалогического поиска, пробуждение массового интереса к родословным корням, в конце концов — сохранение родовой памяти.
В качестве одного из примеров приведём трёхтомник “На ленских пашнях в XVII веке: документальное повествование” Г.Б. Красноштанова (1927 – 2018). Георгий Борисович — уроженец Киренского района Иркутской области, кадровый офицер, подполковник в отставке. После выхода на пенсию, он работал в ведущих архивах России надо восстановлением родословных ленских жителей. Его книги, содержащие в основном выписки из архивных источников, пользуются огромной популярностью.
Возвращаясь к “Родословному справочнику”, надо упомянуть, что Андрей Владимирович приурочил выход своей книги к промежуточному юбилею Иркутска — его 360 – летию. Как было сказано ранее, несколько экземпляров справочника он подарил различным учреждениям и организациям, надеясь на внесение в текст корректив и уточнений. Автор продолжает работу и уже планирует 2 – е издание, исправленное и дополненное.
Справочник будет интересен не только коренным иркутянам — носителям фамилий, но и потомкам первожителей, в те или иные года покинувшим родной город.
Автор статьи: Пономарёва Наталия Сергеевна — главный библиограф отдела библиографии Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова – Сибирского, председатель Иркутского общества «Родословие».