Istokoved New › Форумы › Форум › Происхождение фамилии Житов
- Эта тема пуста.
-
АвторСообщения
-
Людмила
Я хочу представить свой вариант происхождения фамилии «Жидов».
По моей родословной по материнской линии дедушка и бабушка Житовы. Мы сделали анализ ДНК по мужской линии бабушки.
По результатам анализа выявлена гаплогруппа JIа. География распространения гаплогруппы: весь Ближний Восток, север Африки и Кавказ.
JI считается наиболее часто встречаемой гаплогруппой у евреев. Половина коэнов относится к этой группе. По составу, кроме евреев, в тесте ДНК есть аварцы, аравийцы, лезгины.
Жид» — русское название еврея, употреблявшееся даже в официальных документах до конца XVIII века. В русском языке лексема заимствована из итальянского giudeo (на латыни — judaeus, на иврите — (יהודי. То есть уже в итальянском на месте йотированной гласной j появляется звук g (дж). Слово «жид» — это трансформированный вариант исконно еврейского «йеуда». Своими корнями слово «жид» восходит к истокам иудаизма. Как известно, носителей этой религии называют иудеями, а на идише (язык, на котором говорят в Израиле) слово «еврей» звучит как «йид»
В старославянском и древнерусском языках это слово было нормативным этнонимом для иудеев, проживавших в Киевской Руси. В единственном числе использовалась форма «жидовинъ», она же произносится во время богослужений в православных храмах и по сей день. Также в священных текстах употребляются слова «жидове» и «жидовский». Между тем, в более современных летописях упоминались жидовины и жиды хазарские: с тех времен сохранились некоторые топонимы на Украине — например, знаменитые Жидовские ворота в Киеве.
Я считаю, что фамилия Жидов скорее всего и происходит от слова «жид».
Первые евреи попали в Сибирь из России, скорее всего, в семнадцатом веке. В 1632-34 годах Россия воевала с Польшей и угоняла в плен жителей городов и деревень - поляков, немцев, литовцев и евреев. В Москве пленных опасались оставлять, чтобы они не выведали каких-либо секретов, и потому их ссылали в Пермь и в Сибирь - "в службу" и "на пашню". После войны, по мирному договору с Польшей, "литовские и немецкие люди и жиды" могли при желании остаться на "государевой службе" в России, но могли вернуться на родину, и царь Михаил Федорович обещал их "всех отпускать без зацепки". Известно, что некоторые из пленников остались в Сибири: одни из них перешли в православие и "поженились на русских девках и жонках", другие сохранили прежнюю свою веру, - возможно, среди оставшихся оказались и евреи. Многие ссыльные евреи были холостые, но им не разрешали жениться на русских женщинах без принятия православия.
Изредка попадали в Сибирь и вольные, "полезные для края" евреи и оставались там навсегда со своим потомством.
При Николае I в Сибирь стали посылать еврейских солдат и кантонистов. Со временем они обзаводились семьями. Потомки этих колонистов расселились затем по всей Сибири и с гордостью подчеркивали свое происхождение: "Мы не ссыльные, - говорили они, - не "ноздреванные" какие-нибудь, мы вольные". В начале двадцатого века исследователь писал о них: "Еще в настоящее время можно встретить во многих селах Сибири старый тип еврея-земледельца - широкоплечего и высокого, коренастого, с загорелым лицом, одетого в русскую поддевку и говорящего чистым русским языком с сибирским акцентом. Многие из них и по сей день принимают близкое участие в делах схода, выбираются в сотники, сельские писари и старосты".АндрейНе знаю, подтверждает или опровергает Вашу версию найденная мною запись в «Книге имянной березовским служилым людям и ружейникам» середины 1630-х годов, где среди казаков перечислен Семен Юрьев с фамилией, очень похожей в написании на Шидов. Вполне вероятно, он и был отцом илимско-верхоленских казаков Якова и Ивана Жидовых.
А род (кличка) Шид - вполне кавказского происхождения.АндрейНо уж точно альтернативной версией является та, что Яков и Иван Семеновичи Жидовы были родственниками рядового стрельца из Енисейского острога 1633 г. Якунка Онтипина Жито.
-
АвторСообщения